Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Инновационная деятельнoсть в современной дoшкoльной образовательной организации.

В современном ДОУ идёт введение в oбразoвательный прoцесс oбнoвлённых и уникальных идей, рождённых твoрчеством педагогов. Иннoвация есть нoвoвведение.

Цель инновационной деятельности в ДОУ - повысить эффективность процесса обучения и получить качественные результаты.

Для осуществления инновационной деятельности педагог ставит перед собой задачи: повышение интеллектуального уровня детей; развитие индивидуальности воспитанников; стимулирование различных видов активности воспитанников (игровой, познавательной и т. д.); развитие самостоятельности, способности к творческому самовыражению; развитие интереса к исследовательской деятельности.

Отличием инновационной деятельности от традиционной является выполнение воспитателем роли соучастника процесса и придерживается положения «не рядом, не над, а вместе». Ребёнок чувствует больше свободы, что побуждает к большей творческой активности. А также знание даётся воспитаннику не в готовом виде, как раньше, а добывается ребёнком самим в ходе своей исследовательской деятельности. К инновационным педагогическим технологиям можно отнести: здоровьесберегающие; технологии проектной и исследовательской деятельности; информационно-коммуникационные; технологии «лэпбук»; личностно-ориентированные; игровые технологии; технологии проблемного обучения и др.

Использование информационно-коммуникационных технологий на занятиях в ДОО повышает внимание детей, помогает в решении образовательных задач воспитателю. Информационные технологии помогают выстраивать процесс обучения на основе зрительного (презентация, анимация), слухового (звуковые и видеоматериалы) и осязательного (интерактивная доска, клавиатура) восприятия. Для младших дошкольников во время образовательной деятельности «Домашнии животные» полезно использовать презентацию с изображениями животных в начале беседы затем продолжить разговор с использованием элементов рисования, лепки и играми. В среднем возрасте можно усложнить подачу материала: при беседе на тему «Зимние чудеса» включить презентацию «Признаки зимы», и также добавить видеоматериалы «Уроки тётушки Совы» и видеозагадки. В старшем возрасте при беседе по изучению правил дорожного движения можно показать ребятам обучающий мультфильм и провести беседу на эту тему.

Интерактивная доска — это сенсорный экран, который работает в системе вместе с проектором и компьютером. Использование интерактивной доски на занятиях помогает перейти от объяснительной формы обучения к деятельной — дети сами проявляют познавательную активность, что способствует осознанному усвоению материала. Работа с интерактивной доской включает в себя: разбор проблемных ситуаций; проведение различных развивающих игр; просмотр иллюстраций и видеоматериалов. Занятия с интерактивной доской предполагают несколько вариантов работы с дошкольниками:

  • Дети по очереди подходят к интерактивной доске и выполняют необходимое действие (нарисовать деталь, передвинуть нужный предмет и т. д.).
  • Несколько детей работают с интерактивной доской одновременно (2–3 ребёнка), используя, например, маркер, стилус или интерактивный инструмент «Ластик».
  • Один дошкольник стоит у доски, а другие участники предлагают возможные варианты его действий (в старшем дошкольном возрасте).
  • Один ребёнок самостоятельно выполняет задание у доски.
  • Дети, сидящие за столами, дают задание стоящему у доски ребёнку (старший дошкольный возраст).

В младших и средних группах дети выполняют задания, которые им даёт педагог, а в старших и подготовительных группах ребята способны уже самостоятельно придумать действия или догадаться, что нужно сделать. Какой вариант работы выберет воспитатель, зависит от поставленных целей и задач предстоящего занятия.

В младших группах можно использовать интерактивные дидактические игры на сортировку, классификацию предметов, например, разместить овощи в одной стороне доски, а фрукты — в другой. Ещё один пример для младшей группы — занятие по изучению растительности луга. Дети подходят по очереди к доске и изображают на ней процесс роста травы (снизу вверх). Таким образом получится лужайка. Затем можно предложить дорисовать цветочки (воспитанники подходят по очереди и подрисовывают цветочек к стеблю). Результаты на занятиях по математике достигают большей эффективности при использовании наглядного материала: дети могут двигать на экране геометрические фигуры, считать предметы и т. д.

Старшим дошкольникам с помощью интерактивных технологий легче освоить чтение и письмо (группировка на экране картинок в зависимости от твёрдого или мягкого звука в слове, определение с помощью схемы места звука в слове — начало, середина или конец и т. п.). Большой интерес у старших дошкольников вызовут игры-путешествия, которые проводятся по типу квеста. В старшей и подготовительной группах каждый ребёнок может пользоваться личным компьютером, например, в развивающих играх, выполняя индивидуальные задания. Такие занятия следует проводить в подгруппах по 4–8 человек. Обучающие игры и программы могут быть совершенно разными: помогающие в изучении иностранных языков, развивающие творчество, математические способности и т. п. По санитарным нормам, длительность непрерывной работы дошкольника за компьютером во время одного занятия не должна превышать 5 минут.

Литература

  1. Багаутдинова С.Ф. Инновационная деятельность в дошкольном образовательном учреждении: Методические рекомендации для студентов к курсу "Управление дошкольным образованием". Магнитогорск: МаГУ, 2001.21 с.
  2. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. Методическое пособие. М.: Творческий центр "Сфера", 2009.
  3. Казакова В.Н. Управление инновационными процессами в дошкольных образовательных учреждениях: Дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2000.161 с.
Категория: Мои статьи | Добавил: Nata (08.11.2019)
Просмотров: 72 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar